Почему забывать не всегда плохо и можно ли специально стереть воспоминания (спойлер: можно)
Эпизодическая память — это хроника недавних событий, которые произошли с человеком. С ее помощью он помнит, куда он положил очки, что ел на завтрак, сделал ли звонок. Эпизодическая память очень уязвимая, как пленка в фотоаппарате, она реагирует на усталость, стресс, нехватку сна и легко портится.
Автобиографическая память тоже хранит воспоминания человека о себе, но на протяжении всей жизни, она определяет его личность и понимание себя. По сравнению с эпизодической автобиографическая память более устойчивая.
Рабочая память обеспечивает взаимодействие с окружающим миром, позволяет удерживать в сознании и обрабатывать поступающую информацию.
Семантическая память хранит знания о фактах, вещах в мире, о событиях и явлениях, которые произошли не с нами (например, кто написал «Евгения Онегина»).
Процедурная память отвечает за моторные и когнитивные навыки и умения, такие как управление машиной, правильное построение предложений или счет в уме.
Проспективная обеспечивает связь прошлого с будущим, в ней содержатся наши планы на будущее.
Рон Дэвис из исследовательского института Скриппс в Юпитере (Флорида), изучавший мух-дрозофил, предположил, что нейромедиатор дофамин играет значительную роль в работе их памяти: при активации дофаминовых нейронов мухи быстро забывали, что их били током в ходе эксперимента. В то же время при блокировке этих нейронов воспоминания сохранялись. Следовательно, нейроны подавали сигнал «забыть», сделал вывод Дэвис. К похожим результатам пришли ученые, изучавшие АМРА-рецепторы у мышей: после блокировки рецепторов грызуны перестали забывать дорогу до объектов. Эти исследования позволяют сделать вывод, что забывание — активный процесс: мозг активирует специальные рецепторы на нейронах, чтобы стереть воспоминания.
Ученые предположили, что похожим образом процесс забывания может быть устроен и у людей. Он связан с тормозным нейромедиатором — гамма-аминомасляной кислотой (GABA): чем выше ее уровень в крови, тем интенсивнее идет процесс забывания.
Минусы очень хорошей памяти
Люди с экстраординарной автобиографической памятью (гипертимезия или HSAM, highly superior autobiographical memory) запоминают все в мельчайших подробностях — например, могут рассказать, во что они были одеты в любой день жизни, по памяти назвать день недели для любой даты за последние десятилетия. Но несмотря на такую невероятную способность извлекать из памяти информацию, они плохо справляются с задачами на абстрагирование и более склонны к развитию депрессий, тревожности и обсессий, пишет один из главных экспертов по HSAM, нейробиолог Джеймс Макгоу из Калифорнийского университета в Ирвайне.
В то же время пациенты с обратным нарушением автобиографической памяти (SDAM, severely deficient autobiographical memory), которые плохо способны запоминать события из своего опыта, не хуже людей без SDAM справляются с абстрактными и аналитическими задачами.
Раньше ученые предполагали, что стереть с помощью медикаментов можно только свежие воспоминания, которые еще не прошли консолидацию. Но в 1990-х лаборатория Анохина пришла к обратному выводу. «Прежде считалось, что воспоминания, пройдя упрочения, оставляют анатомически нерушимый след и их уже нельзя стереть. Это как CD-диск с записанными на нем файлами — извлекай-не извлекай с него файлы, они от этого изменятся. Мы обнаружили, что если воспроизвести в памяти даже старое, уже затвердевшее воспоминание, и на фоне этого ввести вещества, которые не дают его закрепиться, они стирают старую память, след, который вы извлекли.», — рассказывает ученый.
Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете
Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете
Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете
Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете
Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете
Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете
Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете
Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете