Богатые и бедные приказы
Среди приказов были хорошие, прибыльные — их называли “серебряный рудник”. Это например, Сибирский приказ, который был замечателен тем, что к нему относилась торговля с востоком. Или Поместный приказ, который ведал различными земельными делами (помещики, разумеется, нуждались в оформлении операций с землей). А были приказы очень бедные — например Посольский приказ, который ведал внешнеполитическими делами. Посольские дьяки и подьячие — люди образованные, знающие много языков — жаловались: «У нас приработка никакого нет, бедные тащимся меж двор с женами и помираем с голоду». Чтобы исправить ситуацию, к приказам приписывали монастыри, чтобы они получали от них продовольствие.
Что такое “Московская волокита”
Солдат Герасимов, у которого был спор был с помещиком, пишет царю Петру, что в приказе военных дел “держали меня, волочили Московскою волокитою”. “Московская волокита” то есть самая крутая, “Московская” даже с большой буквы пишется. Еще одно понятие из той эпохи — “московский тотчас” — это значит “никогда”. Петр в своих письмах говорит: «Опять меня кормят московским тотчасом». Было и замечательное выражение «Вверх тащат». Приказной пишет: “приду в приказ, вверх тащат”. Вверх — это в московский Кремль, где находились приказы и государь. «С Верху прибредешь, от челобитчиков докука», жалуется другой чиновник, то есть его уже замучили просители. Понятие «Верх» напрямую связано со взятками. Когда сейчас мы говорим, что коррупцией пронизана власть сверху донизу, имеется в виду пирамида взяточничества. А один из стольников пишет в 1701 году: «Без воздаяния не может Москва делать никаких дел».
Почему Петр — государственный романтик
Петр был государственным романтиком. Он считал, что достаточно издать закон и этот закон будет работать. Он хотел преобразовать Россию, чтобы она была европейским государством, чтобы она ушла от московской азиатчины, как он это называл, от старины. Чтобы государство работало эффективно, чтобы человек быстро получал ответы на свои запросы, чтобы не обманывали купцы.
Идея общего блага была главной для Петра: все должны быть счастливы, немые, кривые, красивые, некрасивые, старые, молодые — как у коммунистов. И это общем-то благородная идея.
Бюрократизация России
Надо учитывать, что Россия при Петре I стала гораздо более бюрократической страной: число чиновников выросло в три раза. Люди просто выли. В 1726 году, это уже после смерти Петра, один из людей пишет в челобитной: «Вот раньше-то как просто все было! Придешь, посул дашь, тебе в тот же день выпишут. А теперь месяцами околачиваю пороги коллегии…» Дело в том, что чиновники все так же оставались жаждущими взяток и всячески тормозили продвижение бумаги. И теперь нужно было платить не одному подьячему, а всем, начиная от сторожа в будке, чтобы он сказал, к кому идти.
Взятки Василию Татищеву на Урале
Когда Василий Никитич Татищев приехал по указанию царя на Урал заводить заводы, к нему пришли купцы и принесли ему тысячу рублей. Он как честный чиновник отказался. На следующий раз они принесли ему 2 тысячи. Он снова отказался. И тогда предводитель делегации сказал ему: «Ну какой же ты жадный! Тогда мы все разбежимся!» И Татищев пишет, что он был вынужден взять взятку. Но ее большую часть он отправил в казну.
Взятки на госконтрактах при Петре I
В 1714 году к следствию по злоупотреблениям при поставках в армию оказалось привлечены первые лица государства: Меншиков, Головкин, Апраксин, весь сенат участвовали в подрядах через подставных лиц. Они покупали четверть зерна за рубль, а армии продавали за 4 рубля. Узнав об этом, Петр был в страшном бешенстве. Иностранный дипломат пишет про следствие — “Меньшиков бледный, руки трясутся у всех”. Но Петр понял, что если он сейчас посадит на скамью подсудимых все свое окружение, то не сможет управлять государством. Поэтому он взыскивал ущерб от взяток деньгами.
Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете
Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете
Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете
Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете