Петр Прокофьев, заместитель руководителя центра компетенций НТИ «Технологии беспроводной связи и интернета вещей» при Сколтехе:
— Современное производство движется от массового безликого к массовому, каким бы оксюмороном это ни казалось. То есть корпорации подстраиваются под потребности каждого конкретного клиента, и в итоге у нас получается массовое индивидуальное производство.
Пример отечественного решения — цифровая система IIoT.ISTOK холдинга «Росэлектроника». Она воссоздает 3D-модель предприятия, где отображаются данные по загрузке оборудования и выпуску продукции. Автоматическая система также планирует производство и знает, какие детали нужны в каждом из цехов. Для этого есть специальные электронные маршрутные карты. В результате простой оборудования на предприятии сократился в среднем на 15%, а затраты на техническое обслуживание снизились на 10%.
Элементы промышленного интернета вещей — это не только умные алгоритмы, но и физические компоненты. Так, московская компания «Радиотех» специализируется на большом спектре такого оборудования — от датчиков утечки воды и газа до умных касок, а также занимается вопросами информационной безопасности промышленной сети.
Как НЛМК сэкономил 100 миллионов рублей с помощью ИИ
При производстве стали для разных марок есть требования по содержанию ферросплавов — примесей, таких как кремний, марганец, кальций или азот, которые повышают прочность и термостойкость стали или делают ее нержавеющей. НЛМК потребовалось решение, позволяющее определять минимально необходимое количество ферросплава, чтобы выпустить нужную сталь и в то же время использовать минимальное количество самих материалов.
Комбинат разработал и внедрил сервис для ускорения работы стана горячей прокатки. Математическая модель машинного обучения, на которой построен сервис, помогает операторам оптимизировать прокат металла. Данные выводятся на монитор, расположенный в помещении пульта управления плавильной печью. Ожидаемый экономический эффект при расширении сервиса на максимальный объем марочного сортамента в двух цехах конвертерного производства составил 100 миллионов рублей в год.
Найти роботизированные установки и промышленное программное обеспечение московские заводы могут в «Банке Технологий». Вопрос, с которым московские власти сталкивались много раз, — где взять эти ваши умные технологии, особенно когда японские роботы дороги и долго окупаются, да и чтобы поставить их на действующую линию, нужно перестроить половину предприятия. В отличие от иностранных аналогов, российские компании не только создают робота под конкретный завод, но и обучают сотрудников предприятия с ним работать, а также осуществляют полный гарантийный контроль. Пандемия еще больше подтолкнула выбирать своих: сервисная служба «рядом с домом» и не зависит от открытых или закрытых границ и авиасообщения. Всего за несколько месяцев работы портал Агентства промышленного развития Москвы собрал уже более 60 технологий.
В 2020 году Московский нефтеперерабатывающий завод запустил установку «Евро+». Ее площадь — 6 гектаров, а на оборудовании установлены 15 тысяч датчиков, которые непрерывно анализируют работу установки. При этом, чтобы управлять таким колоссальным объектом, нужно всего 19 человек.
Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете
Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете
Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете
Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете